В буддизм ваджраяны шиваитский трезубец и трезубец капаликов вошёл как грозное оружие, находящееся в руках полугневных божеств-идамов и гневных божеств-охранителей, имеющих сходство с Шивой. Таких, например, как Чакрасамвара, Ваджрабхайрава и Махакала. Сухой череп с кхатванги, а также подвеска из хвоста яка и флаг с боевого копья часто можно видеть включёнными в композицию буддийского трезубца, что позволяет определить его как кхатвангу-трезубец, копьё-трезубец или посох-трезубец.

Как оружие трезубец символизирует разрушение трёх ядов — неведения, желания и агрессии в трёх сферах бытия; всеведение в трёх сферах и в трёх временах; союз трёх божественных тел (кай) и объединённые пустотности тела, речи и ума; учения будд трёх времён и Три драгоценности (Будда, Дхарма и Сангха). Тибетский термин, обозначающий трезубец, переводится как «три точки» (тиб. rise gsum) и связан с термином, обозначающим «три корня, или три вены» (тиб. rtsa gsum). Три корня в данном контексте относятся к махаянской троице — Будды, Дхармы и Сангхи и к ваджраянской троице — гуру, идама и дакини. Эзотерически древко представляет центральный канал, пламенная центральная ветвь представляет просветление как объединённые энергии двух вторичных каналов, растворяющихся в огне центрального канала; сухой белый череп представляет наполнение белой бодхичиттой; красный хвост яка представляет восхождение красной бодхичитты; развевающаяся шёлковая лента представляет союз относительной и абсолютной бодхичитт. Ваджрное пламя, венчающее центральную ветвь трезубца, символизирует огонь мудрости, дотла сжигающий изначальный яд неведения. Свисающие кольца-подвески, которые иногда украшают боковые ветви трезубца, символизируют разрушение двенадцати звеньев зависимого возникновения или кармической обусловленности. Две боковые ветви, объединяющиеся с пламенным центральным зубцом, символизируют единство метода и мудрости, оставление двух крайностей сансары и нирваны и окончательный союз абсолютной и относительной истин.