Миллионы лет беспутной и часто ошибавшейся эволюции наконец завершились справедливой победой грибов – сверх-существ будущего, всегда проявляющих себя предельно ответственно по отношению ко всем другим сущностям. Именно этому главному навыку и призванию они учатся в своей alma mater - Высшей Академии, в течение почти пятидесяти лет. На пути духовного становления они проходят годы долгих тяжелых упражнений и практик по поиску источников силы и стойкости. Многие семинары, занятия и медитации на этом пути могут напоминать нам, находящимся в далеком-далеком архаическом прошлом, уроки балета. Именно эти практики, сочетающие в себе бесконечную легкость и грацию с несгибаемой силой воли и тяжелейшим трудом, рожденные в темные времена древности, при правильном применении (из них стерты все ужасные черты спектакля – порока древнего прошлого) способны взрастить совершенный и несгибаемый дух.
Проект «Годы учения Пси» Федора Хиросигэ – предисловие к долгой, многотомной истории рождения, становления, развития и расцвета вселенной, в которую устремлено ментальное тело художника. Изложить эту историю хронологически, «научно», то есть линейно, конечно же, не представляется возможным, как бы ни стремился к этому наш архаический, рудиментарный разум. Поэтому мы можем оперировать лишь обрывочными «документальными» свидетельствами, в которых категория времени подвергается множественным метаморфозам, в результате чего то сгущается, то разрежается, сплющивая и соединяя между собой разделенные во времени и пространстве мифы и факты, сюжеты и образы. В результате мы имеем дело с футурологической археологией мутировавшей истории мысли, знания и полностью дискредитировавшей себя науки.
Маленькая Ψ - главный герой и рассказчик, 50-летняя девочка-гриб, которая только что окончила Высшую Академию и готова начать свой длинный и светлый путь высшего духовного регулирования и балансировки всех процессов, протекающих в мире. Она рассказывает о годах обучения в Высшей Академии: о тяжелых этапах становления Духа, упражнениях в стойкости и непреклонности, тяжелых минутах сомнений и неверия в собственные силы. Обрывочные документальные свидетельства сопровождаются комментариями из дневника Пси, который она вела в ученические годы, и зарисовками ее аскетической жизни и ученических практик.
Федор Хиросигэ (1982, Толбазы) работает в авторской технике выжигания по дереву, используя методики внутренней концентрации и правильного сосредоточения. Техника эта, ассоциирующаяся с детским, наивным и архаическим, используется для создания портрета далекого будущего. Тонкий, немного детский, кропотливый, погруженный в себя рисунок на дереве, кажущийся сегодня безнадежно устаревшими, создает образы ясного справедливого устройства мира, преодолевшего жуткие деструктивные технократические фантазии современных нам ученых.
Неизбежно присущая художнику ирония над антропоцентризмом, позитивной наукой и современной верой в технический прогресс и дигитализированный образ будущего сплетается с многочисленными обсессивными увлечениями эзотерикой, восточной философией, шизофреническими системами классификаций, визуальными образами восточной культуры, профанированными масс-медийным сознанием. Тем не менее, в сложной образной системе, создаваемой художником, мы всегда сталкиваемся с неразрешимым парадоксом двойственности скепсиса и прямой веры в возможность справедливого устройства, наивного нарратива и сложной философски-обоснованной системой отсылок, примитивно-эклектичного и проработанного, эстетически продуманного визуального образа… Зрителю не предлагается готовый ответ или ключ к в выходу из сложившегося парадокса - ему предлагается самому решить, как и что он способен принять за чистую монету в игре из невероятного сплетения мифов и образов, складывающихся в рассказ о современности через фантазии о бесконечно далеком грядущем.

Лиза Зельченко